Good Wood » Колесо Года » Колесо Года – ЙОЛЬ


yol1ЙОЛЬ (в разных языках Yule, Joel или Yuil)
— праздник зимнего солнцестояния у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря (самые короткие дни в году), с 21 на 22 декабря — соответственно самая длинная ночь.

Ночь Матери – это ночь перед Зимним Солнцестоянием. Солнце в этот момент наиболее удалено от зенита, оно находится «под землей» (для Северного Полушария, конечно). Это самая длинная ночь в году. После Зимнего Солнцестояния день начнет прибавляться, Солнце возвращается. Через 12 ночей оно снова будет ярко сиять над горизонтом, и люди соберутся, чтобы встретить его веселым пиром.
Но сейчас Ночь Матери. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время.

Что же такое Йоль?

Йоль —  это праздник зимнего солнцестояния. Празднование Йоля более-менее совпадает и с Рождеством и со святочной неделей в христианстве. Впрочем, общеизвестно, что христианский календарь праздников в значительной части совмещается с языческими празднованиями. Более того, время рождения многих мифических героев и богов, таких как Эдип, Тезей, Геркулес, Персей, Язон, Аполлон, Митра (персидский бог солнца, которому поклонялись и в Риме), Осирис, совпадают по времени, в середине — конце декабря в Риме проходили Сатурналии – праздники Непобедимого Солнца (Sol Invictus). Рождение Короля Артура приходится примерно на то же время. В северном полушарии и в частности, в скандинавских странах, (в скандинавской традиции Йоль посвящен Фрейру и Фрее) Йоль также праздновали задолго до прихода христианства. О праздновании Йоля, например, упоминания имеются (например, в истории Хакона Харекксона, саге об Эгиле, саге о Греттире), но не особо много сказано о том, как именно он праздновался. Упоминаются обильные возлияния и подарки (ничего не напоминает?). Говорится, что это один из крупнейших праздников. Если говорить о славянских праздниках — сразу вспоминаются святки, которые также праздновались с конца декабря до начала января с гаданиями, застольями, колядками и прочими не совсем христианскими атрибутами. Во многих языческих культурах считалось, что зимнее солнцестояние с самой длинной ночью и самым коротким днем году это день рождения молодого бога.

Само название Йоля (Yule) происходит от скандинавского «iul» и «hjol»,  кельтского «hweol» и  означает  «колесо», – праздник Йоля отмечает очередной поворот колеса года, возвращение силы. Есть так же и другие версии названия, связывающие праздник и с Одином и одним из его имен — Йольмир.

Если говорить о скандинавской и англо-саксонской традиции:

По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».

Однако самая важная ночь праздника «Йоль» — это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова — те, что сказаны в эту ночь.

Йольские ритуалы и гадания

Считается, что Йоль — это время переосмысления и просветления, время приобщения к новым тайнам и знаниям. Отсюда — традиция зимних гаданий (о которых потом). Также считается, что в это время человек способен осознать свое место в мире, увидеть его по-новому. Как пояснил умный Археолог — это праздник возвращения от смерти к жизни, изменения и возрождения. Будто вы никогда не обещали себе: «в новом году измениться»…
Желания, загаданные в зимние праздники, сбываются, только иногда несколько необычным образом.

376161_600Свечи, бенгальские огни или огни зимнего солнцестояния?

Важняя традиция зимнего праздника — свечи, фейерверки, бенгальские огни. В отличие от летних празднований вокруг костра на открытом воздухе, огни зимнего солнцестояния горят в основном в домах. Как правило, это большие яркие свечи (например, красные). Вообще, огонь символизирует перерождение солнца, поворот к весне, защиту от зла. Среди традиций было и зажигание большой свечи, которая горела с утра и до полуночи.

И что может быть радостнее огня в очаге в темную и холодную зимнюю ночь… Фрезер в «Золотой ветви» описывает европейскую традицию святочного полена (как правило, дубового, но оно могло быть и ясеневым, и буковым), вырубание которого и  внесение его в дом производилось с большим пиететом, поджигал его в очаге глава семьи,  и оно постепенно прогорало.  Иногда в огонь подливали немного бренди или вина, бросали крошки хлеба и зерна кукурузы, монетки. Потом такие монетки отдавали детям на счастье. Пепел и головешку такого полена хранили и после следующего праздника, когда прогорало новое полено, пепел старого полена разбрасывали по полю в течение 12 дней, чтобы обеспечить урожай. В Германии обуглившееся полено хранили и в случае грозы клали обратно в очаг – считалось, что в дом, в очаге которого горит рождественское полено, не ударит молния. (Можно посчитать, что это связано с тем, что дуб — дерево божества грозы). Считалось также, что головня от такого полена предохраняет дом от грозы и нечисти, может лечить болезни у людей и скота, обеспечивать урожай. В Англии, где также существовал обычай святочного полена, считалось, что зажигать новое полено нужно от остатков головни старого. Этот обычай сохранился местами в Восточной Европе (у сербов, албанцев).
Также забавно, что Йольское полено до сих пор присутствует и на праздничном столе — в виде украшенного цветами и листьями шоколадного рулета.

Кстати, некоторые считают, что  украшение елки свечами – по сути опять же замена Йольского полена, украшенным огнями Йольским деревом (которое следовало сжечь после праздников). Согласно другой точки зрения ель — лунный, женский символ, как дуб — символ мужской и солярный, они не заменяют друг друга.

cqXCq-pl1zo Немного о праздничной ели и традиции ее украшения.

Вносить в дом на зимнее солнцестояние вечнозеленые деревья и украшать их начали еще римляне. Есть версия, что елка, украшенная яблоками и орехами символизирует «райское дерево» (хотя в раннем христианстве, обычай внесения и украшения дерева, мягко говоря, не поощрялся, и даже запрещался в Европе, но впоследствии был принят).
Такое дерево также символизирует жизнь и выживание, особенно в холодном климате, когда все другие деревья стоят голые и сонные, оно символизирует плодородие и бессмертие. Другие  символы зимних праздников – омела, которая не только сохраняет зимой зеленые листья, но и растет не касаясь земли, и падуб (остролист), плющ. Остролист и зимой украшен красными ягодами, а омела — белыми.
Как пишет П. Кампанелли «Первое письменное упоминание об украшении елки было сделано в Латвии, в городе Риге, в 1510 году. Тогда дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод — до тех пор, пока купцы, устроившие этот явно языческий ритуал, не спалили его. В Америке обычай украшения елки широко распространился лишь после 1841 года, когда королева Виктория велела нарядить новогоднюю елку в Виндзорском дворце. Ранее, как считали некоторые, этот обычай уже привезли с собой в Америку гессенские солдаты во время Войны за независимость. Гессенцами они назывались потому, что прибыли из немецкой земли Г’ессен, а земля эта издавна была известна тем, что там, особенно на знаменитой Брокенской горе в Гарце, устраивали свои сборища ведьмы.»
Еловые же шишки в западном фольклоре часто были символами фей хвойных лесов (в сказках часто собранные шишки превращались в монеты).

Поэтому украсить Йолочку можно  коричными палочками и сушеными цветами , можно клюквой и сушеными початками кукурузы, мешочками с ароматными травами, яблоками, орехами, апельсинами, лимонами. Тут могут пригодится старые советские елочные игрушки в виде плодов, фруктов и овощей, орехов и желудей. Виккане вешают на ёлочку письма со своими желаниями. Также попадаются ссылки на то, что фигурки, повешенные на елочке на самом деле связаны с культом языческого бога Аттея, распятого на сосне, и богини Луны.

Мишура и игрушки также можно соотнести с образами луны, солнца и звезд небесных. «Дождик» — как символ дождя — будет символом плодородия. Уместны будут и шишки и желуди (символы опять же дуба).
Если говорить о всеми нами любимых шариках, то и они тоже не просто так висят, так как ранее нечто подобное уже столетиями использовали для защиты от «дурного глаза».

В любом случае, из украшения елки и дома тоже можно сделать целое незабываемое мероприятие.

0_665ab_b00a4827_XL (1)

Еще статьи по данной теме:

  1. С Самайном!
  2. Колесо Года – общее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>